ЭКОНОМИКА
занимательно, просто, кратко
примеры
и факты

Зависит ли качество работника от уровня образования?

Подавляющее большинство студентов, обучающихся в учебных заведениях, интересует именно получение диплома, а не знаний.

Зависит ли качество работника от уровня образования?

Рынок труда, особенно его «интеллектуальный» сегмент, обладают высокой степенью асимметрии информации, так как соискатель имеет гораздо больше информации о своих намерениях и профессиональных качествах, чем работодатель. Асимметрия информация приводит к тому, что из-за отсутствия у работодателя информации о качестве работников трудовые ресурсы распределяются неэффективно и появляется проблема «неблагоприятного отбора».

Одним из основных сигналом, снижающих асимметрию информации на рынке труда, является документ о полученном образовании. Уровень знаний и умений потенциального работника в большинстве случаев невозможно выявить на стадии анализа резюме и собеседовании, поэтому работодатель вынужден формировать свое суждение о профессионализме работника по диплому. Необходимо отметить, что оценки по дисциплинам, которые напрямую не относятся к профессиональному полю деятельности соискателя, также являются определенным сигналом. Ведь способность сдать такие предметы, как, например, высшая математика или философия, говорит об определенном интеллектуальном уровне работника. Кстати, согласно исследованиям Майкла Спенса, разница в заработной плате между работниками в большинстве случаев зависит не столько реального качества труда работника, сколько от разницы в уровне образования.

Отсюда можно сделать вывод о том, что подавляющее большинство студентов, обучающихся в учебных заведениях, интересует именно получение диплома, а не знания. Именно это объясняет, почему в вузах на факультетах, связанных с программированием и веб-дизайном, учится студентов на порядок меньше, чем на факультетах, где учат менеджеров и юристов. Дело в том, что на рынке труда программистов уровень асимметрии информации весьма невысок, поскольку их услуги можно отнести к категории исследуемых товаров. Поэтому программисты мало нуждаются в сигналах такого рода, как диплом о высшем образовании. Качество менеджеров и юристов довольно трудно выявить до их «эксплуатации», а иногда и во время нее, что повышает роль диплома об образовании на этом сегменте рынка труда.

Раз покупателей образовательных услуг интересует в первую очередь получение диплома и его сигнальная функция, получается, что для учебного заведения важнее обеспечить выполнение их дипломом этой функции, а не дать качественные знания студентам. Рассмотрим, при каких условиях диплом об образовании будет хорошим сигналом о качестве работника. Исходя из признаков эффективного сигнала, о которых было написано выше, диплом об образовании будет отражать качество работника при выполнении двух условий:

Во-первых, «хороший» студент (умный, ответственный и пр.) должен иметь возможность получить «красный» диплом без особых проблем, а «плохой» (ленивый, глупый и пр.) должен быть отчислен без всякой жалости. Учебное заведение, с данной точки зрения, представляет собой своеобразную систему фильтров, отсеивающую неподходящих субъектов и сортирующую подходящих по уровню качества. Если учесть, что для многих работодателей важны не знания работника, а его умственные способности, то к процессу обучения и сдачи экзаменов можно относится, как к своего рода тесту на IQ. Чем этот тест будет сложнее, тем о более высоком качестве будет свидетельствовать диплом. Любые факторы, позволяющие пройти через данную систему студентам «низкого качества» снижают информационную функцию диплома. Примером таких ситуаций может быть перевод «плохих» студентов на следующий курс из-за боязни потери денег, которые они платят за обучение, жалость к малообеспеченным студентом, поддержка спортсменов и пр. Кстати, когда вуз держит «плохих» студентов, он создает издержки для «хороших». Ведь ценность диплома, который они получат, станет меньше.

Во-вторых, работодатели должны знать о трудности получения диплома. Вуз, чтобы сделать свой диплом эффективным сигналом, должен продемонстрировать рынку, что «плохие» студенты его гарантировано не получат, а работники, получившие диплом, действительно обладают большим потенциалом. Конечно, работодатели рано или поздно сами узнают о качестве выпускников вуза, но на это требуется время. Демонстрация качества образования может проявляться в строгом отчислении «плохих» студентов и привлечении на работу «хороших» преподавателей (хороших в представлении работодателей).

Процесс получения документов, свидетельствующих о «качестве» специалиста, также связан с негативными эффектами асимметрии информации.

Во-первых, при выборе организации, предоставляющей образовательные услуги, присутствует асимметрия информация в пользу продавца, что приводит к определенным негативным последствиям. Поскольку студенты, поступающие в учебные заведения, не могут адекватно оценить качество образовательных услуг, то вузы делают упор не на их совершенствовании, а на раскрутке своего бренда, ценовой политике и материальном обеспечении учебного процесса. В результате диплом о полученном образовании становится менее эффективным сигналом и асимметрия информации на рынке труда усиливается.

Во-вторых, образовательный процесс связан с проблемой недобросовестного поведения агента, в качестве которого, в данном случае, выступает преподаватель. При данных обстоятельствах имеет место двусторонняя асимметрия. Преподаватель, с одной стороны, является агентом для обучающихся, с другой, для своего руководства. Владея большей информацией о своей учебной дисциплине, чем студенты, и понимая их неспособность оценить качество предоставляемых услуг, преподаватель теряет стимул к его повышению. Руководство образовательного учреждения также не имеет информации о реальном качестве работы преподавателя. Поэтому для его оценки и принятия решения о приеме на работу и продвижении по службе используются второстепенные критерии, например, наличие ученой степени, количество публикаций и т. п. Результатом этого является направленность усилий преподавателя не на повышение качества обучения, а на достижение удовлетворительного значения данных показателей. Кроме того, из-за отсутствия возможности адекватной оценки качества труда преподавателя в сфере образования используется уравнительная система вознаграждения, которая невыгодна высококвалифицированным специалистам.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Несмотря на высокий спрос на IT-специалистов, на специальности информатика и кибернетика обычно обучается не так много студентов.
Просеивание - один из способов снижения асимметрии информации покупателем при сделке.
За последние 30-40 лет показатель членства в профсоюзах упал с 29% до 13%.
Главной проблемой трудового потенциала нашей страны является уменьшение количества лиц трудоспособного возраста.
Ситуация, когда на рынке возможны две точки пересечения линий спроса и предложения.
Эрнст Карл Аббе, владелец знаменитой немецкой компании "Карл Цейсс", в 1888 году установил на своем завод 8-часовой рабочий день.
277
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...


Обзоры

Copyright © 2015 popecon.ru
При использовании материалов сайта активная ссылка на popecon.ru обязательна

Сайт посвящен популяризации экономический теории. Здесь вы найдете статьи по экономике, примеры экономических закономерностей, интересные факты об экономике и объяснение явлений, происходящих в хозяйственной жизни общества.