ЭКОНОМИКА
занимательно, просто, кратко
примеры
и факты

ОТРЫВКИ

Хавала - традиционная неформальная платежная система

По оценкам ООН через данную систему ежегодно проходят от 100 до 200 млрд долларов.

Хавала - традиционная неформальная платежная система

Отрывок из статьи Ляско А. Проблема стабильности в неформальных системах денежного трансфера: нормы доверия или институты контроля? (Вопросы экономики, № 3, Март 2017, C. 120-130).

Хавала имеет чрезвычайно древнюю историю. Как предполагают современные исследователи, эта система зародилась в Древнем Китае, где чиновники, использовавшие ее старинный прототип, избегали необходимости перевозить крупные суммы налогов, собранных на местах, в столицу империи. Одновременно или несколько позже хавала стала использоваться в других странах Передней, Южной и Юго-Восточной Азии. Посредством неформальной системы взаимного зачета денежных требований купцы получали возможность не брать с собой в длительные странствия деньги или другие материальные ценности, что снижало риски международных и межрегиональных торговых операций (El-Qorchi, 2002; Liargovas, Repousis, 2011; Viles, 2008).

К настоящему времени система хавала трансформировалась в децентрализованную сеть международных частных денежных трансферов, которая призвана решать две основные задачи: во-первых, помогать предпринимателям избегать мер по ограничению движения капиталов, которые введены в ряде развивающихся стран, а во-вторых, способствовать быстрой, гарантированной и недорогой репатриации денежных средств, заработанных трудовыми мигрантами из стран Азии, Африки и Латинской Америки на территории Северной Америки, Европы и региона Ближнего Востока (El-Qorchi, 2002; Viles, 2008; Wang, 2011). Наиболее интересен факт, что древняя система перемещения ценности, которая должна была уйти в прошлое с развитием более современных и высокотехнологичных способов перевода денег, устояла в конкуренции с такими влиятельными соперниками, как системы перевода наличных средств (Western Union) или розничные банки с международным присутствием.

Хавала часто ассоциируется с традиционными сообществами, исповедующими ислам и укорененными в мусульманской культуре, хотя в действительности в этой неформальной практике нет ничего такого, что позволило бы связать ее с какой-то определенной религией или культурной традицией (Parandeh, 2009; Razavy, 2005; Viles, 2008). Данная система трансфера открыта для всех пользователей, независимо от их религиозных взглядов, этнического происхождения или культурных особенностей. Достаточно, чтобы они хотели осуществить перевод денег между двумя географическими пунктами, не используя для этого официальные каналы, но при этом сохраняя надежность, простоту и дешевизну осуществления операций.

Механизм деятельности системы неформального трансфера хавала достаточно громоздкий, задействованы четыре стороны: два посредника («хаваладар»), отправитель денежных средств и их получатель. Система действует следующим образом: клиент, желающий перевести деньги в определенную страну, приходит к посреднику-хаваладару и передает ему деньги. При этом он указывает, в каком городе или деревне должны быть получены эти деньги, и платит небольшую комиссию за услуги, обычно в пределах 2 — 3% от суммы перевода. Хаваладар сообщает клиенту кодовое слово или словосочетание (иногда определенный стих из Корана). Этот же код передается хаваладаром второму посреднику, оперирующему в регионе, где находится получатель платежа. Параллельно отправитель и получатель платежа также обмениваются кодом. Получателю остается прийти ко второму хаваладару и назвать код, после чего он или она получит причитающиеся деньги. Вся операция занимает сутки (редко двое, если речь идет об отдаленной местности или регионе, где идут военные действия). Если какие-то неформальные записи, касающиеся сумм трансфера, региона назначения, имен посредников или кодового слова и существовали на бумаге или в компьютерах хаваладаров, то они уничтожаются, как только деньги доставлены реципиенту. В отдельных странах данные о переводах должны сохраняться по требованию финансовых властей более длительное время — в частности, такой порядок действует в Великобритании (Passas, 2004а; 2004b), но фактически проверить со стороны их точность или адекватность не всегда представляется возможным. Это касается и личности отправителя денежных средств, поскольку он или она могут назваться вымышленными именами и ни один хаваладар в реальности не удостоверяет их личность. Поэтому в ряде государств (например, Индия) хавала запрещена, поскольку предполагается, что данные операции используются для незаконного уклонения от контроля за движением капитала или для отмывания средств, нажитых нечестным путем.

Описанные выше механизмы трансграничного трансфера ценности не предполагают физического вывода средств за пределы некоторой территории. Скорее, речь идет о многостороннем зачете встречных финансовых требований в рамках неформальной сети трансфертных операций (Passas, 2004а, 2004b; Viles, 2008), так как предполагается, что хаваладары систематически взаимодействуют друг с другом и обеспечивают регулярный перевод средств во встречных направлениях. В действительности автоматического зачета встречных требований может и не происходить, особенно если финансовые посредники обслуживают переводы гастарбайтеров, которые зарабатывают деньги в одних странах, а переводят их семьям, остающимся в других регионах. В случае крупных и систематических дисбалансов в системе неформальных переводов хаваладары улаживают отношения между собой посредством вспомогательных операций, организованных по официальным каналам. Распространенный способ сбалансировать счета между посредниками — притворные экспортно-импортные операции, оплачиваемые через обычные банковские счета. В подобных контрактах цены экспортируемых или импортируемых товаров существенно отличаются от рыночных в большую или меньшую сторону, в зависимости от того, у кого из партнеров по сделке должен образоваться избыток наличности, закрывающий дисбаланс (Lambert, 2002; Razavy, 2005; Shanmugam, 2004; Shehu, 2003; Van de Bunt, 2008). Поскольку большинство операций хаваладаров проходит в контексте экспортно-импортной или торговой деятельности, подобную практику легко встроить в повседневные посреднические операции. Обычно деньги для зарубежных переводов принимаются в магазинах, сувенирных лавках, туристических агентствах или пунктах обмена валюты (Parandeh, 2009; Shanmugam, 2004; Wang, 2011), для которых операции хавалы не основной вид деятельности. Подобные «серые» операции трансграничного трансфера еще больше размывают грань между «законными» посредническими сделками и денежными трансакциями, которые выпадают из поля регулирования национальных денежных властей и не подчиняются требованиям и нормативам, установленным для банков и иных легальных финансовых учреждений.

Оценки объемов операций, организуемых в сетях хавалы, естественным образом различаются, так как не существует надежной методики их подсчета. Международные организации, работающие под эгидой ООН, считают, что каждый год через каналы посредников-хаваладаров проходит от 100 млрд. до 200 млрд. долл. (Razavy, 2005; Schneider, 2010; Schramm, Taube, 2003). В основном это легальные заработки мигрантов, которые те отправляют семьям, оставшимся дома, в Южной или Юго-Восточной Азии, Восточной Европе, Африке или странах Центральной и Южной Америки. Мигранты, принадлежащие к разным этническим, религиозным и культурным сообществам, явно предпочитают неформальные каналы репатриации денег, которые чаще всего предполагают использование хавалы или физическую передачу наличных через доверенных лиц (Wang, 2011). Но даже эти оценки могут быть занижены, так как, по некоторым данным, только мигранты, работающие в Саудовской Аравии, ежегодно репатриируют в страны проживания их семей 150 млрд. долл., проходящих через хавалу (Shehu, 2003).

Список литературы

Anderson S., Baland J. -M., Moene K. O. (2009). Enforcement in informal saving groups. Journal of Development Economics, Vol. 90, No. 1, pp. 14 — 23.
Ballard R. (2005). Coalitions of reciprocity and the maintenance of financial integrity within informal value transmission systems: the operational dynamics of contemporary hawala networks. Journal of Banking Regulation, Vol. 6, No. 4, pp. 319 — 352.
Besley T. (1995). Nonmarket institutions for credit and risk sharing in low-income countries. Journal of Economic Perspectives, Vol. 9, No. 3, pp. 115 — 127.
Das T. K., Teng B. -S. (1998). Between trust and control: Developing confidence in partner cooperation in alliances. Academy of Management Review, Vol. 23, No. 3, pp. 491 — 512.
El-Qorchi M. (2002). Hawala. Finance and Development, Vol. 39, No. 4, pp. 31 — 33.
Lambert L. (2002). Asian underground banking scheme: A field note. Journal of Contemporary Criminal Justice, Vol. 18, No. 4, pp. 358 — 369.
Liargovas P., Repousis S. (2011). Underground banking or hawala and Greece-Albania remittance corridor. Journal of Money Laundering Control, Vol. 14, No. 4, pp. 313 — 323.
Mayer R. C., Davis J. H., Schoorman F. D. (1995). An integrative model of organizational trust. Academy of Management Review, Vol. 20, No. 3, pp. 709 — 734.
Nakhasi S. S. (2007). Western Unionizing the hawala? The privatization of hawalas and lender liability. Northwestern Journal of International Law and Business, Vol. 27, No. 2, pp. 475 — 496.
Parandeh S. C. (2009). Hawala: the fund transfer methodology that evades surveillance. Journal of Corporate Treasury Management, Vol. 3, No. 1, pp. 22 — 32.
Passas N. (2004a). Indicators of hawala operations and criminal abuse. Journal of Money Laundering Control, Vol. 8, No. 2, pp. 168 — 172.
Passas N. (2004b). Law enforcement challenges in hawala-related investigations. Journal of Financial Crime, Vol. 12, No. 2, pp. 112 — 119.
Razavy M. (2005). Hawala: an underground haven for terrorists or social phenomenon? Crime, Law and Social Change, Vol. 44, No. 3, pp. 277 — 299.
Razavy M., Haggerty K. D. (2009). Hawala under scrutiny: documentation, surveillance and trust. International Political Sociology, Vol. 2, No. 3, 139 — 155.
Schneider F. (2010). Turnover of organized crime and money laundering: some preliminary empirical findings. Public Choice, Vol. 144, No. 3/4, pp. 473 — 486.
Schramm M., Taube M. (2003). Evolution and institutional foundation of the hawala financial system. International Review of Financial Analysis, Vol. 12, No. 4, pp. 405 — 420.
Shanmugam B. (2004). Hawala and money laundering: a Malaysian perspective. Journal of Money Laundering Control, Vol. 8, No. 1, pp. 37 — 47.
стр. 129
Shehu A. Y. (2003). The Asian alternative remittance systems and money laundering. Journal of Money Laundering Control, Vol. 7, No. 2, pp. 175 — 185.
Van de Bunt H. (2008). A case study on the misuse of hawala banking. International Journal of Social Economics, Vol. 35, No. 9, pp. 691 — 702.
Viles T. (2008). Hawala, hysteria and hegemony. Journal of Money Laundering Control, Vol. 11, No. 1, pp. 25 — 33.
Wang J. R. (2011). Regulating hawala: a comparison of five national approaches. Journal of Money Laundering Control, Vol. 14, No. 3, pp. 210 — 224.
Zagaris B. (2007). Problems applying traditional anti-money laundering procedures to non-financial transactions, «parallel banking systems» and Islamic financial systems. Journal of Money Laundering Control, Vol. 10, No. 2, pp. 157 — 169.

Читайте также:
Стоимость имущества, которым обладают бедные жители развивающихся стран, не имея юридических прав, составляет около 9 трлн долларов (2000 г.).
Данный пример показывает роль образования в экономике.
Из-за патриархальных традиций быть женщиной в Индии экономически не выгодно.
Развивающейся стране повысить эффективность труда проще, чем развитой.
Россия попала в ловушку среднего дохода с самого начала вступления на путь капитализма.
Отрывок из статьи Ю. Шаталина "Невидимый рыночный идеал и его видимый изъян" (Экономист, 2017, № 2).
Как отказ от одежды из Бангладеш выгнал детей на улицу.
118
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

Copyright © 2015 popecon.ru
При использовании материалов сайта активная ссылка на popecon.ru обязательна

Сайт посвящен популяризации экономический теории. Здесь вы найдете статьи по экономике, примеры экономических закономерностей, интересные факты об экономике и объяснение явлений, происходящих в хозяйственной жизни общества.