ЭКОНОМИКА
занимательно, просто, кратко
примеры
и факты

Замедление экономического роста в развитых странах: основные причины

Отрывок из статьи А. Мау «Уроки стабилизации и перспективы роста: экономическая политика России в 2016 году» (Вопросы экономики, № 2, Февраль 2017).

Замедление экономического роста в развитых странах: основные причины

Проблема долгосрочной стагнации развитой страны не принципиально новая. Именно это происходит в Японии на протяжении уже четверти века. Выяснилось, что экономика развитой страны может в течение длительного времени стагнировать, поддерживая при этом высокий уровень благосостояния и избегая острых социальных проблем. Казалось, что это специфически японский феномен, однако сейчас очевидно, что мы столкнулись с новым явлением, которое требует изучения и выработки адекватной политики. В аналогичной ситуации на протяжении уже пяти лет находится Евросоюз. С рисками долгосрочной стагнации сталкивается современная Россия, для которой "достижение дна" (что активно обсуждалось в 2015 - 2016 гг.) не означает возврат к устойчивому росту. В какой-то мере можно говорить об интеллектуальном вызове, аналогичном кейнсианской революции, но если тогда речь шла о необходимости включить некоторые автоматические антикризисные регуляторы (для смягчения последствий кризисов), то теперь говорят о выработке специальной политики обеспечения роста.

Для объяснения этого феномена появилось несколько гипотез циклического, технологического, политического и статистического характера. Фактически, можно говорить о четырех вариантах объяснения ситуации в области роста. При всем их различии они не абсолютные альтернативы друг другу, и реальная ситуация - результат их некоторой комбинации.

Циклические факторы. Здесь торможение объясняется недостаточностью совокупного спроса, что проявляется в отрицательном разрыве между инвестициями и сбережениями. Хронически недостаточный спрос будет сдерживать рост ВВП и производительности, и даже близкие к нулю процентные ставки не будут стимулировать экономический рост (Summers, 2014). В этом же направлении влияет, по-видимому, и фактор неравенства, поскольку отсутствие роста доходов у большинства населения и их избыточная концентрация у меньшинства ведут к наращиванию сбережений в ущерб спросу, создавая тем самым дополнительные стимулы к торможению.

Технологические особенности. Другой подход объясняет торможение ограничениями со стороны предложения, прежде всего предложения инноваций (Cowen, 2011; Gordon, 2016; см. также: Гордон, 2013). Речь здесь идет о возможном замедлении технологического прогресса, меньшем влиянии технологических инноваций на производительность, особенно по сравнению с технологической революцией на рубеже XIX-XX вв. Фактически, такой подход подразумевает исчерпание современного экономического роста, каким мы его знаем с середины XVIII в., что становится одной из ключевых загадок экономической науки (и экономической истории особенно).

Впрочем, некоторые сторонники объяснения торможения технологическими факторами придерживаются оптимистической интерпретации проблемы: технологическое торможение временный феномен, поскольку существуют лаги между внедрением новейших технологий и распространением их влияния на другие отрасли, а тем самым - на рост ВВП и производительности (Mokyr, 2014). Эта точка зрения имеет основания и в недавнем экономическом опыте. Так, в 1987 г. Р. Солоу заметил, что "эпоха компьютеров видна повсюду, кроме статистики производительности" (Solow, 1987. Р. 36). Спустя примерно 15 лет это влияние уже отражалось в статистике и не требовало особых доказательств. Однако прежде было необходимо серьезно трансформировать бизнес-модели, что не сводилось к широкому внедрению компьютеров в производственные процессы (Brynjolfsson, Hitt, 2000; Brynjolfsson, McAfee, 2011). Таким образом, можно предположить, что со временем влияние инноваций найдет отражение и в статистике экономического роста, тем более что в настоящее время возникают принципиально новые модели управления и формы бизнеса.

Политические факторы. Третий вариант объяснения торможения связан со спецификой политических процессов и их влиянием на экономику. Речь идет о фактическом приоритете краткосрочных политических задач перед долгосрочными структурными. Для предотвращения острых социально-политических последствий кризиса (и с учетом опыта Великой депрессии 1930-х годов) правительства развитых стран пошли на беспрецедентные меры по спасению существующих предприятий и банков, закрыв тем самым возможность "созидательного разрушения" по И. Шумпетеру. (Аналогично действовало и японское правительство в 1990-е годы, создав проблему зомби-банков и предприятий.) Мягкая денежная политика (сверхнизкие или отрицательные процентные ставки) не столько стимулирует экономическую активность, сколько облегчает долговое бремя государства и корпораций, поскольку улучшает положение должников за счет ущемления интересов кредиторов (Wolf, 2016). Соответственно эта политика предотвращает возможную волну банкротств.

В более жесткой интерпретации центральные банки взяли на себя функции, схожие с центральными плановыми органами советского типа, в задачи которых входило предотвращение кризисов и банкротств. Принятые ими меры "остановили падение цен на активы и тем самым спасли огромные состояния. Но это также помешало достаточному количеству молодых предпринимателей и инвесторов пойти на риск открытия новых предприятий" (Sinn, 2016). Все это тормозит выход из кризиса на годы, если не на десятилетия. Без созидательного разрушения, при всех связанных с ним проблемах политического и социального характера, нельзя выйти из стагнационной ловушки.

Фактически здесь политические интересы начинают доминировать над экономическими, то есть обеспечение текущей социально-политической стабильности и результаты ближайших выборов оказываются более важными, чем повышение эффективности и производительности. Ориентация на узко понятые политические цели и групповые интересы ведет к торможению институциональной и структурной модернизации, а тем самым - к торможению роста. Политически понятное стремление не допустить рост безработицы может обусловить потери в эффективности и конкурентоспособности. Все это тождественно преобладанию краткосрочных интересов над долгосрочными, что типично для многих развитых и развивающихся стран в последние десятилетия. Более того, нередко политика, быстро приводящая к позитивным сдвигам в экономической динамике, оказывается неэффективной и даже вредной в среднесрочной перспективе.

Из сказанного следует, что меры денежно-кредитной политики могут купировать кризис, не допустить его развертывания, но сами по себе не ведут к устойчивому росту. Как известно, он требует структурных и институциональных реформ - особенно в условиях качественного обновления технологической базы национальной экономики.

Особенности статистических измерений. При обсуждении экономического роста особое место занимает проблема его адекватной оценки. Ряд исследователей обращают внимание на то, что статистика ВВП занижает реальный уровень производства и благосостояния. Показатель ВВП появился в 1930 -1940-е годы и позднее был назван "одним из величайших изобретений XX столетия" (ВЕА, 2000; Masood, 2016). Однако фундаментальные технологические сдвиги последнего времени, появление новых управленческих моделей, отражающих изменившиеся технологические реалии, создают качественно новую ситуацию в экономике, которую традиционная статистика плохо улавливает. Измерение реального ВВП, который должен охватывать все произведенные (реализованные) товары и услуги, не учитывает значительную часть стоимости (продукта, не обязательно материального), которая произведена, но не может быть оценена существующими методами. Ключевую роль в этом играет проникновение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во все сферы общественной жизни, трансформируя само понятие благосостояния и соответственно возможности его измерения. Радикальный рост эффективности бизнеса и персонала позволяет удовлетворять потребности и обеспечивать рост благосостояния, используя гораздо меньше трудовых и материальных ресурсов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Развивающейся стране повысить эффективность труда проще, чем развитой.
Отрывок из статьи Ю. Шаталина "Невидимый рыночный идеал и его видимый изъян" (Экономист, 2017, № 2).
Это показали результаты исследования ЕБРР, проведенного в начала 2016 года.
По материалам статьи Кудрин А., Кнобель А. Бюджетная политика как источник экономического роста // Вопросы экономики, №10, Октябрь 2017, C.5-26.
Высокий уровень цен на нефть положительно влияет на выпуск в долгосрочном периоде, однако воздействие на темпы роста оказывается положительным в краткосрочном периоде и отрицательным в среднесрочном.
Даже небольшое отставание в росте подушевого ВВП, может привести страну к сильному отставанию от других государств.
Смягчить денежную политику и простимулировать экономику можно не только снижением учетной ставки.
681
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...


ОТРЫВКИ

Copyright © 2015 popecon.ru
При использовании материалов сайта активная ссылка на popecon.ru обязательна

Сайт посвящен популяризации экономический теории. Здесь вы найдете статьи по экономике, примеры экономических закономерностей, интересные факты об экономике и объяснение явлений, происходящих в хозяйственной жизни общества.