ЭКОНОМИКА
занимательно, просто, кратко
примеры
и факты

Виды оппортунистического поведения: гейминг


Отрывок из статьи В.Л. Тамбовцева «Планирование и оппортунизм» (2017).

Виды оппортунистического поведения: гейминг

Менеджер может варьировать распределение заданий, а работники — уровень своих усилий, предпочитая минимизировать их. При этом очевидно, что чем меньше задание, тем выше вероятность его успешного исполнения и, следовательно, получения ожидаемой оплаты. Принципиально важный результат в этой области заключается в том, что в ситуации множественности заданий, часть которых фиксируется количественными показателями, а часть — нет, и при этом, исполняя разные задания, работник получает разную оплату, он концентрирует усилия на заданиях, которые измеримы и имеют ясную связь с оплатой, пренебрегая выполнением неизмеренных, пусть даже более важных.

В этих условиях «естественно» возникает феномен деятельности по оказанию влияния (influence activity), когда агент воздействует тем или иным неформальным образом на принципала с целью получить наиболее выгодное для себя задание. Издержки такой деятельности непроизводительны и составляют значительную часть всех трансакционных издержек функционирования иерархий. Очевидно, деятельность по оказанию влияния — это разновидность оппортунизма со стороны агента (работника).

Однако если менеджер также наемный работник, то многообразные проявления оппортунизма реальны и с его стороны. Более того, не менее реальны (и разрушительны для эффективности работы фирмы) различные сговоры между работниками и менеджерами среднего звена, а последних — с топ-менеджерами. Результатом такого сговора, как показывают эмпирические исследования, могут быть и преувеличение достижений (приписки), и их преуменьшение, то есть фактически сокрытие резервов.

Многообразие оппортунистических практик, возникающих в связи с формированием заданий внутри организаций, получило в англоязычной литературе название гейминг (gaming), или игрище (gamesmanship) . Под геймингом принято понимать использование установленных правил и процедур для достижения целей, для которых они не были изначально предназначены.

Дж. Боте и К. Майер, анализируя работу государственных ведомств и учреждений в США, разграничили три типа организационного мошенничества: 1) «срезание углов», то есть действия вопреки правилам, халтурная работа; 2) прямая ложь в отчетности; 3) использование смещенных выборок для представления результатов в лучшем свете. Первый тип относится непосредственно к деятельности организации, остальные — к формированию публичного образа этой работы. Как представляется, эта классификация включает элементы пересечения типов, поскольку 2 и 3 также отражают нарушение правил.

А. Джексон выделила три типа организационного гейминга: определительный, цифровой и поведенческий. Определительный имеет место, когда плохо определенные индикаторы результативности (performance indicators) измеряют не те результаты, которые в действительности нужны (значимы). Цифровой связан с отсутствием доступных баз данных, что приводит к произволу в установлении количественных значений индикаторов результативности. Поведенческий гейминг означает сознательное изменение поведения работников организации с целью выполнить задания или требования с наименьшими усилиями. 3. Раднор добавила к ним дисфункциональный гейминг, заключающийся, по ее мнению, в том, что организация искажает систему измерения результативности вследствие своей культуры.

С нашей точки зрения, эти классификации не вполне корректны. Любой гейминг, по существу, реакция работников организации на плохо сформулированные задания, с выполнением которых связано их вознаграждение. Иными словами, это ответ на непродуманные действия тех, кто ввел в организации такую систему стимулирования: следуя ее букве, не нарушая установленных правил, работники реализуют собственный интерес, а не интересы тех, кто создал такую систему. Поэтому относить к феномену гейминга некачественные индикаторы результативности, по меньшей мере, странно: это причина гейминга, но не его разновидность. Сами практики гейминга, осуществляемые работниками организации, безусловно, имеют креативный характер, изобретаются ими в соответствии с тем, какие возможности реализовать свой интерес в созданных условиях обнаруживает тот или иной «вынужденный институциональный предприниматель».

Наиболее широко распространенными случаями гейминга выступают подмена целей (goal displacement), туннельное видение (tunnel vision) и «таргетология» (targetology) — по аналогии с конспирологией. В отечественной публицистике и научной литературе эти практики известны как работа на показатель. Возникновение этого феномена обусловлено не инициативными действиями работников, а действиями менеджеров5, которые выбирают в качестве оснований для вознаграждения работников не показатели, которые четко отражают суть их требований к работникам, а те, которые легко измерить.

Тамбовцев В.Л. Планирование и оппортунизм // Вопросы экономики, № 1, Январь 2017.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Насколько хирурги честны с пациентами.
Асимметрия информации в пользу риэлтора дает ему широкие возможности для увеличения личной выгоды при продаже вашего жилья.
Почему население не имеет возможности объективно оценить работу власти.
Проблема оппортунистического поведения в условиях асимметрии информации.
Почему интересы риелтора всегда будут отличаться от ваших.
Одна из главных проблем развития рынка медицинских услуг в нашей стране (да и в любой другой) является сильнейшая асимметрия информации между продавцом и покупателем.
Именно Паркинсон привлек внимание масс к проблеме оппортунистического поведения чиновников.
Ответ на этот вопрос дает Джордж Акерлоф в своей статье "Рынок "лимонов": неопределенность качества и рыночный механизм" (1970).
Подавляющее большинство студентов, обучающихся в учебных заведениях, интересует именно получение диплома, а не знаний.
870
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...


Обзоры

Copyright © 2015 popecon.ru
При использовании материалов сайта активная ссылка на popecon.ru обязательна

Сайт посвящен популяризации экономический теории. Здесь вы найдете статьи по экономике, примеры экономических закономерностей, интересные факты об экономике и объяснение явлений, происходящих в хозяйственной жизни общества.