ЭКОНОМИКА
занимательно, просто, кратко
примеры
и факты

ОТРЫВКИ

Цели участников образовательного процесса и его качество

Проблема оппортунистического поведения в условиях асимметрии информации.

Цели участников образовательного процесса и его качество

Формальной целью учебного заведения является предоставление качественных образовательных услуг. Но, в реальности, каждый из людей, связанный с организацией, преследует свои личные цели. Студенты стремятся получить диплом, приложив минимум усилий, преподаватели хотят получать заработную плату и премии (не напрягаясь), руководству учебного заведения важно отчитаться перед учредителями (например, перед министерством), показав хорошие формальные показатели и т.д. Если всего это можно добиться только действительно хорошо работая, то эгоизм работников не наносит ущерб процессу.

К сожалению, знания в головах учеников, как формально главный результат образовательных услуг, подавляющему большинству участников образовательного процесса не нужны. Причиной этого (помимо «рационального поведения экономических агентов») является сильнейшая асимметрия информации в системе образования, которая позволяет людям действовать в ущерб своим формальным целям и целям организации. К примеру, зачем готовиться к лекции, если студенты, а тем более руководство, все равно не смогут оценить ее реальное качество.

Как-то раз, читая лекции в одном из учебных заведений, я обнаружил, что невозможно открыть окна и проветрить аудиторию (а дышать было уже нечем), так как все ручки у окон были выдернуты. Когда я попросил у охранников решить проблему, мне сказали, что все ручки уже разобраны. Оказалось, что оконных ручек на все заведение всего несколько штук и преподаватели берут их собой на лекцию, а затем сдают обратно.

Так что и у охранников свое понимание учебного процесса: неважно, что духота не дает нормально учиться; зато не надо ходить и закрывать окна в аудиториях.

Вышесказанное хорошо демонстрирует сцена из фильма Алексея Коренева «Большая перемена» (1973). Нестор Петрович приходит в первый раз в школу и уборщица Глаша принимает его за двоечника.

… Двойку что ли пришел исправлять? Так вам и надо. Я бы вам только двойки и ставила. Придут, натопчут. Нет чтобы школу запереть. Так бы и стояла чистая...

Читайте также:
Проблема в сильной асимметрии информации в учебном процессе.
Пример проблемы неблагоприятного отбора при асимметрии информации на рынке
Образовательные услуги и научные знания? Вовсе нет.
Ответ на этот вопрос дает Джордж Акерлоф в своей статье "Рынок "лимонов": неопределенность качества и рыночный механизм" (1970).
Отрывок из статьи В.Л. Тамбовцева "Планирование и оппортунизм" (2017).
Повышает ли высокая зарплата желание работать?
Майкл Спенс объяснил зачем работникам нужно высшее образование.
548
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

Copyright © 2015 popecon.ru
При использовании материалов сайта активная ссылка на popecon.ru обязательна

Сайт посвящен популяризации экономический теории. Здесь вы найдете статьи по экономике, примеры экономических закономерностей, интересные факты об экономике и объяснение явлений, происходящих в хозяйственной жизни общества.