ЭКОНОМИКА
занимательно, просто, кратко
примеры
и факты

ОТРЫВКИ

Эффект вытеснения мотивации: пример с радиоактивным могильником

Пример Рольфа Добелли из его книги «Территория заблуждений: какие ошибки совершают умные люди» (2014).

Эффект вытеснения мотивации: пример с радиоактивным могильником

Швейцария рассматривала местность Вольфеншиссен в качестве места для захоронения радиоактивных отходов. Когда экономисты из Цюрихского университета провели опрос членов общины, проживающих в этом местечке, 50,8% из их были согласны на строительство радиоактивного могильника.

Затем ученые провели еще один опрос, в котором каждому жителю местечка предложили 5000 франков в качестве компенсации, если они согласятся на захоронение отходов. Результат был весьма интересным: лишь 24,6% жителей одобрили данную инициативу.

Все дело в том, что в первом случае, жители местности были готовы пойти на жертву из-за возвышенных мотивов (национальная гордость, чувство справедливости, долг перед обществом и пр.). Когда же им предложили деньги, во-первых, это было воспринято как взятка, а во-вторых, жители стали сравнивать денежные выгоды и неудобства от могильника. Денежная мотивация вытеснила неденежную.

Мораль: если люди готовы что-то делать бескорыстно (их высоких побуждений), то предложение им денег разрушает готовность к «самопожертвованию» (сводит на нет внутреннюю духовную мотивацию).

Еще один пример эффекта вытеснения мотивации смотрите в статье «Нужны ли штрафы за опоздания в детском саду?»

Читайте также:
Почему люди платят за месяц вперед, а затем не посещают на занятия?
В книге Роберта Чиалдини "Влияние" приводится интересный пример, показывающий нелогичность поведения покупателей.
Человек невольно сравнивает цены на предлагаемые товары, с ценой ранее приобретенного или просто представленного ему товара.
Люди склонны больше обращать внимание на номинальную стоимость денег, а не на их покупательную способность.
В этой знаменитой комедии есть интересная сцена, высмеивающая биржевую игру.
Абгиджит Банержи в статье "Простая модель стадного поведения" показывает информационный каскад на примере выбора ресторана.
Особенность человеческого мозга такова, что на нашу оценку какой-либо ситуации влияет информация, полученная ранее.
403
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

Copyright © 2015 popecon.ru
При использовании материалов сайта активная ссылка на popecon.ru обязательна

Сайт посвящен популяризации экономический теории. Здесь вы найдете статьи по экономике, примеры экономических закономерностей, интересные факты об экономике и объяснение явлений, происходящих в хозяйственной жизни общества.