ЭКОНОМИКА
занимательно, просто, кратко
примеры
и факты

​Ошибка Мэйо и "хоторнский эффект"


Как неправильно организованный эксперимент привел к важному открытию.

​Ошибка Мэйо и "хоторнский эффект"

В 1928 году Элтон Мэйо, по просьбе комании Вестерн Электрик, провел экономический эксперимент на одном из ее предприятий. Целью эксперимента было определение влияния освещения цеха на производительность труда работников. Эксперименты в Хоторне (пригород Чикаго в котором находилось предприятие) проводились несколько лет и включили в себя изменения множества факторов. Мы опишем лишь основную идею эксперимента и его неожиданные результаты.

Мэйо выделил контрольную и экспериментальную группы работников. В первой группе уровень освещенности цеха оставался на прежнем уровне, во второй - был улучшен. К удивлению организаторов эксперимента производительность труда выросла в обоих группах. Когда уровень освещения в экспериментальной группе вернули обратно, то производительность труда выросла еще больше. То же самое произошло в контрольной группе.

В дальнейшем Мэйо увеличивал и уменьшал перерывы на отдых, кормил работников бесплатными завтраками, предоставлял дополнительные выходные и пр. Результат был один. Чтобы ни делал Мэйо, производительность труда работников была выше первоначальной (даже если он ухудшал условия труда). В конце концов, он сообразил, что работники работают лучше из-за повышенного внимания к ним организаторов эксперимента и руководства.

Получается, что Мэйо, ставя свои опыты, совершил методологическую ошибку. Дело в том, что для чистоты эксперимента необходимо, чтобы наличие экспериментатора не влияло на поведения испытуемых.

Тем не менее, Мэйо извлек из своей ошибки для себя и теории мотивации большую выгоду. Он понял, что эксперимент показал важность для работников "социальной" составляющей их работы. Люди стали лучше работать из-за чувства принадлежности к чему-то важному и осознания повышенного внимания к своей особе, и эти стимулы оказался гораздо сильнее чем освещенность, еда, отдых и пр.

В дальнейшем, результаты "хоторнского" эксперимента получили развитие в теории "человеческих отношений", которая постулирует важность социальных факторов для работника.

Кроме того, после этих экспериментов появился термин, а вернее мем "Хоторнский эффект". Он проявляется в улучшении результатов из-за интереса к эксперименту со стороны его участников. "Хоторнский эффект" искажает результаты экспериментов и может привести к излишнему оптимизму его организаторов.

P.S. Некоторые "злые языки" считают, что рабочие в ходе "хоторнского эксперимента" стали работать лучше из-за боязни руководства, шпионами которого они считали Мэйо и его команду.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Пример из книги Адама Смита "Исследования о природе и причинах богатства народов" (1776 г.)
Почему Форд резко повысил зарплату рабочим, работающим на конвейере.
Как материальная заинтересованность заставила рабочих комбината резко повысить производительность труда.
Эксперимент Элтона Мэйо, проведенной на текстильной фабрике в Филадельфии в 1923 году.
Эксперимент, описанный в книге Гарри Беквита "Продавая незримое" (1997).
Адам Смит рассуждая об условиях углубления процессов разделения труда приводит следующий пример.
Просеивание - один из способов снижения асимметрии информации покупателем при сделке.
Несмотря на высокий спрос на IT-специалистов, на специальности информатика и кибернетика обычно обучается не так много студентов.
Как король Англии Эдуард III пытался запретить рост заработных плат после эпидемии чумы.
2706
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...


Обзоры

Copyright © 2015 popecon.ru
При использовании материалов сайта активная ссылка на popecon.ru обязательна

Сайт посвящен популяризации экономический теории. Здесь вы найдете статьи по экономике, примеры экономических закономерностей, интересные факты об экономике и объяснение явлений, происходящих в хозяйственной жизни общества.