ЭКОНОМИКА
занимательно, просто, кратко
примеры
и факты

​Ошибка Мэйо и "хоторнский эффект"

Как неправильно организованный эксперимент привел к важному открытию.

​Ошибка Мэйо и "хоторнский эффект"

В 1928 году Элтон Мэйо, по просьбе комании Вестерн Электрик, провел экономический эксперимент на одном из ее предприятий. Целью эксперимента было определение влияния освещения цеха на производительность труда работников. Эксперименты в Хоторне (пригород Чикаго в котором находилось предприятие) проводились несколько лет и включили в себя изменения множества факторов. Мы опишем лишь основную идею эксперимента и его неожиданные результаты.

Мэйо выделил контрольную и экспериментальную группы работников. В первой группе уровень освещенности цеха оставался на прежнем уровне, во второй - был улучшен. К удивлению организаторов эксперимента производительность труда выросла в обоих группах. Когда уровень освещения в экспериментальной группе вернули обратно, то производительность труда выросла еще больше. То же самое произошло в контрольной группе.

В дальнейшем Мэйо увеличивал и уменьшал перерывы на отдых, кормил работников бесплатными завтраками, предоставлял дополнительные выходные и пр. Результат был один. Чтобы ни делал Мэйо, производительность труда работников была выше первоначальной (даже если он ухудшал условия труда). В конце концов, он сообразил, что работники работают лучше из-за повышенного внимания к ним организаторов эксперимента и руководства.

Получается, что Мэйо, ставя свои опыты, совершил методологическую ошибку. Дело в том, что для чистоты эксперимента необходимо, чтобы наличие экспериментатора не влияло на поведения испытуемых.

Тем не менее, Мэйо извлек из своей ошибки для себя и теории мотивации большую выгоду. Он понял, что эксперимент показал важность для работников "социальной" составляющей их работы. Люди стали лучше работать из-за чувства принадлежности к чему-то важному и осознания повышенного внимания к своей особе, и эти стимулы оказался гораздо сильнее чем освещенность, еда, отдых и пр.

В дальнейшем, результаты "хоторнского" эксперимента получили развитие в теории "человеческих отношений", которая постулирует важность социальных факторов для работника.

Кроме того, после этих экспериментов появился термин, а вернее мем "Хоторнский эффект". Он проявляется в улучшении результатов из-за интереса к эксперименту со стороны его участников. "Хоторнский эффект" искажает результаты экспериментов и может привести к излишнему оптимизму его организаторов.

P.S. Некоторые "злые языки" считают, что рабочие в ходе "хоторнского эксперимента" стали работать лучше из-за боязни руководства, шпионами которого они считали Мэйо и его команду.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Пример из книги Адама Смита "Исследования о природе и причинах богатства народов" (1776 г.)
Почему Форд резко повысил зарплату рабочим, работающим на конвейере.
Эксперимент Элтона Мэйо, проведенной на текстильной фабрике в Филадельфии в 1923 году.
Как материальная заинтересованность заставила рабочих комбината резко повысить производительность труда.
Эксперимент, описанный в книге Гарри Беквита "Продавая незримое" (1997).
За последние 30-40 лет показатель членства в профсоюзах упал с 29% до 13%.
Подавляющее большинство студентов, обучающихся в учебных заведениях, интересует именно получение диплома, а не знаний.
1437
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...


ОТРЫВКИ

Copyright © 2015 popecon.ru
При использовании материалов сайта активная ссылка на popecon.ru обязательна

Сайт посвящен популяризации экономический теории. Здесь вы найдете статьи по экономике, примеры экономических закономерностей, интересные факты об экономике и объяснение явлений, происходящих в хозяйственной жизни общества.