ЭКОНОМИКА
занимательно, просто, кратко
примеры
и факты


Пример ценовой дискриминации: стипендии для малоимущих студентов

Зачем американские колледжи платят стипендию малоимущим студентам? Ведь обучение в них платное.

Пример ценовой дискриминации: стипендии для малоимущих студентов

Американские колледжи, несмотря на платное обучение, предоставляют стипендии для студентов из малоимущих семей. При этом, они постоянно просят у своих попечителей, богатых выпускников и благотворительных организаций пожертвования, аргументируя это тем, что платы от студентов не хватает для качественного обучения.

На первый взгляд ситуация парадоксальная. Колледжи ищут пожертвования, а сами дают стипендии своим студентов, занимаясь благотворительностью.

Все дело в политике ценовой дискриминации, которую проводят учебные заведения. Их благотворительность является, на самом деле, способом максимизации своего дохода.

Если бы обучение стоило 3000 долларов в год для всех поступающих, то часть абитуриентов, чья цена спроса (денежное выражение полезности товара) ниже этой суммы, не стала бы поступать. Поскольку предельные издержки, связанные с обучением студентов обычно невелики, то возникает упущенная выгода. Колледж также потерял бы прибыль от студентов, которые могли бы платить большую сумму чем 3000 долларов.

Поэтому, колледжи предпочитают установить цену повыше и дать скидку неимущим студентам (в размере стипендии). Если бы руководители колледжа имели бы полную информацию о ценах спроса поступающих, то они сделали бы так, что разница между ценой обучения и стипендией для каждого студента была равна его цене спроса.

Из графика видно, что при цене 3000 долларов выручка колледжа составит 9 млн долларов. Эта выручка будет максимальной при условии единой цены для всех студентов (предельная выручка равна нулю).

При проведении совершенной ценовой дискриминации выручка вырастет до 18 млн долларов (площадь треугольника гипотенузой которого является линия спроса).

Понятно, что на практике невозможно узнать цены спроса всех поступающих, но разбить их на несколько категорий по уровню дохода и провести ценовую дискриминацию третьей степени вполне реально (для каждой категории свой уровень скидки, то есть стипендии).

В итоге в выигрыше остаются как колледж, максимизирующий свои доходы, так и малоимущие студенты, получившие стипендию (иначе бы они не смогли позволить себе учиться).

В проигрыше остаются состоятельные студенты, которым, при отсутствии ценовой дискриминации, пришлось бы платить меньше. С другой стороны, заплатят они все равно не больше своей цены спроса, так что в убытке не останутся. Уж лучше пусть заплатят они, чем налогоплательщики (если стипендии будут за счет государственных субсидий) или благотворительные фонды.

Читайте также:
Из-за ценовой дискриминации на некоторых принтерах замедляют скорость печати.
Пример ценовой дискриминации из книги Тима Харфорда «Экономист под прикрытием» (2005).
Как продать клиенту дорогой товар, если дешевый имеет сопоставимое качество.
Корреляция указывает на взаимосвязь между событиями, но не означает, что одно событие вызывает другое.
Подавляющее большинство студентов, обучающихся в учебных заведениях, интересует именно получение диплома, а не знаний.
Помочь может только переход от административного контроля к рыночному контролю.
Проблема в сильной асимметрии информации в учебном процессе.
1068
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...


ОТРЫВКИ

Copyright © 2015 popecon.ru
При использовании материалов сайта активная ссылка на popecon.ru обязательна

Сайт посвящен популяризации экономический теории. Здесь вы найдете статьи по экономике, примеры экономических закономерностей, интересные факты об экономике и объяснение явлений, происходящих в хозяйственной жизни общества.